Петер Стас о прошлом, настоящем и будущем своего бизнеса - Frederique Constant
В 1988 году наследники Константа Стаса, в четвёртом поколении, Петер Стас и его жена Алетта Бакс возродили часовую фирму, которая с 1904 года существовала в Женеве как совместное предприятие Фредерика Шрейнера (Frederique Schreiner) и Константа Стаса (Constant Stas). Эта компания производила качественные, надёжные и, вместе с тем, доступные по цене часы. В новом тысячелетии проект «Frederique Constant» представляет собой процветающую женевскую мануфактуру, выпускающую три популярных бренда: классические часы «Frederique Constant», спортивные модели «Alpina» и сложные часы «Atelier de Monaco». Петер Стас и Алетта Бакс вот уже почти четверть века успешно руководят компанией, им есть чем гордиться и они хорошо представляют перспективы своего бизнеса.
Как всё начиналось
Первая презентация компании «Frederique Constant» в Базеле, на Международной Выставке Часов и Ювелирных изделий, состоялась в 1995 году. У компании был очень маленький стенд на периферии зала, где он соседствовал с производителями часов с кукушкой. Стенд был буквально окружён деревянными птичками, которые постоянно издавали звуки, а компания за неделю выставки нашла всего двух клиентов. Сегодня Петер Стас с улыбкой вспоминает это событие…
Когда-то Петер Стас имел стабильную работу в компании «Phillips» и часто по делам бизнеса бывал в странах Европы и Азии. Он видел, насколько большим успехом пользуются часы «Seiko» и «Citizen» и как на этом фоне неуверенно выглядит продукция швейцарских производителей. Но больше всего его поразил тот разрыв, который существует между подходами в продвижении товара на Востоке и Западе. Японские часы, например, отличались великолепным качеством и доступной ценой. Средняя цена в те времена не превышала 50–60 франков, это – оптимально. Но они были невзрачны на вид. Напротив, швейцарские часы всегда имели превосходный внешний вид, поскольку в стране работала масса отменных дизайнеров, умевших создавать действительно красивые часы. Однако такие часы были раз в десять дороже японских. Именно тогда у Петера Стаса возникла идея: а что если попытаться соединить швейцарский дизайн и японское качество и, при этом, сделать цену максимально доступной. Конечно, успех тогда никто не мог гарантировать, поскольку такого ещё не было, а сама идея была настолько же смелая, насколько и рискованная. Первые часы, которые выпустила юная компания «Frederique Constant», были кварцевыми.
Петер Стас сам был автором первых шести моделей, поскольку уже тогда существовали соответствующие компьютерные программы. А потом начались поиски тех производителей (среди членов швейцарской часовой федерации «FHS»), которые согласились бы изготовить заказ компании по определённой цене. В конечном счёте, заказ был выполнен, но стоили те первые часы все-таки дороже 50 франков. Однако их цена всё равно была намного ниже той, что просили за свою работу швейцарские производители, при таком же качестве и дизайне. Первого своего дилера компания нашла в Японии, и только спустя несколько лет Frederique Constant всё же рискнул выйти на рынок Европы.
От кварцевых прототипов к мануфактурным калибрам
Компания «Frederique Constant» постоянно экспериментировала с усложнениями, и долгое время сотрудничала с Жаном-Марком Видеррехтом. Это удержало её в среднем ценовом сегменте, и не позволило подняться к заоблачным ценам, как это произошло у многих компаний в начале 2000-х.
Начало такой стратегии относится к 1991 году, когда были выпущены только 300 экземпляров кварцевых часов. Но уже в 1994году Frederique Constant перешёл на автоматические механизмы производства компании «ЕТА». Сразу же появилась идея: а что если открыть баланс и тем самым продемонстрировать покупателю, что он видит не кварцевые часы. Конечно, тогда в суете, компания совершила большую ошибку незапатентовав это достижение и его название «Open Heart» («Открытое сердце»), и тут же появилось несчётное количество копий. В 1995 году было выпущено несколько механических коллекций, началась работа с DuboisDepraz, а также были созданы женские модели. Модули усложнений в те времена были новинкой, и компания экспериментировала с ними: день-дата, вечный календарь, полный календарь. Именно тогда компания впервые обратилась к Жану-Марку Видеррехту, который согласился создать для Frederique Constant секундный ретроград. Однако в 1999 году эксперименты прекратились, поскольку стало ясно: нормальные усложнения закончились. Дальше начались рискованные фантазии. Стал ясно, что компания должна найти такую простую, но, вместе с тем, эксклюзивную идею, которая позволила бы сразу выделить марку, но не заставляла бы каждый год с трудом сводить концы с концами. Система «Open Heart» и стала такой идеей. Было решено создать собственный мануфактурный механизм, очень простой: с ручным заводом и двумя стрелками. Работа над этим механизмом продолжалась с 2001 – по 2004 год. К этому времени стало окончательно ясно, что разработка календарных модулей и лунных календарей на собственном производстве гораздо дешевле, чем делать это у стороннего производителя, например, у Dubois-Depraz или Agenhor. Чтобы образ Frederique Constant постоянно ассоциировался с «доступной роскошью», приходилось постоянно оптимизировать производство. В то время, когда другие производители повышали свою цену, Frederique Constant наращивал объёмы выпуска, сохраняя при этом высокий уровень качества. В настоящее время Frederique Constant выпускает 120 тыс. экземпляров часов в год, это намного больше, чем другие независимые производители, работающие в том же сегменте.
Такой путь от кварцевых прототипов к мануфактурным калибрам прошла компания «Frederique Constant». Можно сказать, что история компании является хрестоматийной для современной часовой индустрии. Благодаря этому компания добилась впечатляющего успеха. Frederique Constant начал свой путь с правильной идеи и в правильное время и поэтому развивался в соответствии с потребностями рынка. Если бы сегодня у компании спросили – как запустить и продвинуть массовую часовую марку, то ответ был бы один – сегодня это уже не получится, момент упущен. Несмотря на то, что и в наши дни продолжают появляться новые часовые бренды, правда, не многие из них процветают, поскольку в массовом сегменте все ниши уже заняты. Сейчас весьма трудно найти дистрибьютора, поэтому для того, кто настаивает на совете и желании делать часы, есть только один вариант: найти инвестора, который способен вложить в производство сразу не менее 10 млн. франков и выпускать нишевые часы минимальным количеством экземпляров. При этом необходимо будет расходовать значительные суммы на рекламу и продвижение товара. Такая работа не всем под силу, она выматывает и на неё способен не каждый. А тех, кто всё-таки добивается успеха – единицы. Конечно, сейчас каждый год появляются новые каналы коммуникации, но суть от этого не меняется. Всё равно тому, кто занят в нишевом производстве, или его дилеру, приходится постоянно лично общаться с потенциальными покупателями и бесконечное количество раз убеждать их в том, что именно его товар самый эксклюзивный и стоит приобрести хотя бы один экземпляр новых часов.
Компания «Frederique Constant» уже прошла этот путь и способна запускать новые марки, но и сейчас этот процесс нельзя назвать лёгким. Например, несколько лет назад возник спрос на спортивные часы, но если запустить спортивную линию в Frederique Constant, то можно быстро потерять имидж компании как производителя классики. Решено было идти другим путём. В 2002 году Frederique Constant приобрёл марку «Alpina», которая имела великолепную репутацию и собственную спортивную историю. Сегодня часы «Alpina» демонстрируют замечательные результаты. Кроме того, компании «Frederique Constant» принадлежит марка «Atelier de Monaco». С этой маркой работают два талантливейших мастера: Пим Кюслаг и Мануэль да Сильва. Они сделали турбийон, который был установлен в часах «Frederique Constant», но когда ими был создан минутный репетир, стало ясно, что он точно не впишется в концепцию «доступной роскоши». Было решено создать отдельную люксовую марку, где оба умельца могли бы реализовать свой потенциал. Так Пим и Мануэль стали совладельцами этой марки ведь они настоящие мастера Haute Horlogerie. Конечно, бренд «Atelier de Monaco» пока еще совсем юный. Но пройдёт немного времени и он покажет себя. Пим Кюслаг – великолепный часовщик, ему только 30 лет и у него ещё всё впереди. Тем более, что у него уже есть опыт работы в компании «Patek Philippe». Сейчас Frederique Constant выпускает книгу об Atelier de Monaco, и уже на следующей выставке в Базеле будут представлены все три бренда на одном стенде.
Переизбытка часовой механики не будет
Николас Хайек-старший когда-то сказал, что намеревается прекратить поставки ЕТА, чтобы мотивировать независимых производителей создавать собственные механизмы. Но даже если это и произойдёт, то всё равно не будет опасности в том, что количество произведенной часовой механики превысит возможности рынка. Дело в том, что швейцарские часовые дома не в состоянии удовлетворить свои потребности собственным производством. Вот цифры. Корпорация «Swatch Group» производит три миллиона механизмов в год. Компания «Rolex» – примерно миллион. Sellita – тоже миллион, но планирует увеличить выпуск до полутора. Другие независимые производители со своими калибрами, включая Soprod – ещё максимум полмиллиона. И эти показатели вряд ли существенно вырастут. Причина в том, что это нерентабельно. Для базовых автоматических моделей вполне приемлем механизм «ЕТА2892» или «SW200». И ничего лучше этих механизмов не существует. Кроме того, Chopard также разрабатывает линию доступных механизмов, такой же проект есть и у Richemont. Также параллельно с этим имеются такие мануфактурные калибры, которые выпускает Frederique Constant, их тираж составляет 20-40 тыс. экземпляров. Это дорогое производство, но у таких калибров есть своя особенность. Они не конкурируют с массовой механикой. У Frederique Constant есть Heart Beat Manufacture, а также базовые модели, стоимостью 1000 евро, работающие на Sellita, которые по числу продаж значительно превосходят мануфактурные коллекции.
О китайских механизмах и часах
Frederique Constant не работает с китайскими механизмами, поскольку точность их деталей намного уступает швейцарским. Сначала это было загадкой, поскольку китайские предприятия оснащены такими же современными машинами, какие используют швейцарские производители. Оказывается причина – в отношении к делу. В производстве часов точность замера должна составлять сотые доли миллиметра, поэтому насадки всегда должны иметь идеальное состояние. Если компьютер фиксирует нарушение допустимой погрешности, то станок немедленно останавливается и происходит замена деталей. Этот процесс очень дорогой. На китайских же фабриках этого нет. Там экономят и время и деньги, но существенно теряют в точности и качестве. Китайский часовой механизм только на первый взгляд выглядит как часовой механизм, но как настоящая, качественная часовая механика он не работает. В этом китайские часовые производители сильно отстают от швейцарских часовщиков. При этом успехи китайцев в автомобильном производстве нельзя переносить на будущий успех в производстве часов. Это совершенно разные области. Кроме того, мировые автомобильные компании, в поисках дешёвой рабочей силы, сами начали открывать сборочные предприятия в Китае. На автомобилях китайской сборки нет надписи о том, что они сделаны в стране, откуда эта марка пришла в Китай. В настоящее время сами китайцы с удовольствием покупают швейцарские часы, потому что на них стоит маркировка «Swiss made». Однако вопрос не только в месте производства. Каждая швейцарская часовая марка имеет ореол своего имени, историю, традиции, а также стиль жизни, который она воплощает. У китайцев всего этого нет, но у них, если они захотят, есть только один способ построить свою индустрию, для этого надо постараться создать уникальные и узнаваемые бренды. Но китайцы даже не пытаются это делать.
И снова о самом главном
В 2012 году Frederique Constant выпустил первую ювелирную коллекцию, которая пользовалась успехом, и многие подумали, что теперь именно она станет главной.
Это не так. Главная и единственная специализация компании – часы, а ювелирные украшения были выпущены не столько для продажи, сколько для поддержки общего имиджа. Они своим стилем помогали дамской коллекции «Double Heart» найти покупателя и со своей задачей отлично справились. Если Frederique Constant и суждено оставить свой след в истории, то её будут помнить не как революционную компанию или мастерскую смелого дизайна, а только лишь потому, что её классические часы самые качественные, красивые и доступные.
Другие новости
Designhütte Chino – Искусство бережного хранения с немецким характером
Designhütte Chino — элегантная шкатулка для хранения украшений и часов, сочетающая стиль, функциональность и немецкое качество исполнения.
BOMBERG Racing Carbon – Воплощение скорости, технологий и швейцарского стиля
Коллекция BOMBERG Racing Carbo была представленная в августе 2024 года. Она стала яркой вехой в развитии бренда, объединив в себе эстетику автоспорта, передовые технологии и швейцарское часовое мастерство.
SWISS MILITARY HANOWA. Коллекции с характером. Часть 2.
Каждая линейка — это отдельная история.
Швейцарское мастерство для любого бюджета. Часть 1: Многолетняя история Swiss Military Hanowa
В начале июня 2025 года для части нашей команды выпала замечательная возможность попасть на обучающую конференцию от представителя бренда Swiss Military Hanowa. Посещение подобных обучающих мероприятий для “Студии Времени” уже несколько лет считается традицией.
Jaguar Executive Chronograph: Время уверенных решений
Jaguar — швейцарский бренд, воплощающий элегантность, точность и амбиции. Новая модель Executive Chronograph, представленная в рамках рекламной кампании 2025 года, создана для тех, кто ценит время, мобильность и уверенность в каждом своем шаге.
Искусство механической музыки: уникальные шкатулки Reuge
В эпоху стремительного прогресса и цифровых технологий всё равно есть вещи, которые остаются вне времени. Музыкальные шкатулки Reuge — именно такой случай.
TAG Heuer Monaco Chronograph: Яркость Лас-Вегаса на вашем запястье.
TAG Heuer — швейцарский бренд, который с 1860 года задает тон в мире Haute Horlogerie, сочетая инновации и бунтарский дух.
Классика Шварцвальда в каждой детали — настенные часы с кукушкой Hekas 3761/8 EX
Вдохновлённые атмосферой древних альпийских деревень, часы с кукушкой 3761/8 EX стали настоящим произведением искусства, где техника и ручная работа соединились в гармонии.
HIRSCH: Стиль и инновации для ваших часов
HIRSCH — австрийский бренд с вековой историей, известный своим мастерством в создании высококачественных ремешков для часов.
Гордость коллекции: Настенные часы с кукушкой Hekas 3768/8EX — шедевр шварцвальдского мастерства
Представляем уникальную модель настенных часов с кукушкой от немецкой фабрики Hekas 3768/8EX.