Tissot и Россия: к истории развития торговых связей
История старейшей часовой марки "Tissot", которая в настоящий момент является признанным лидером продаж у себя на родине, началась в маленьком городке Ле-Локль, в горной области Юра. "Tissot" - одна из немногих швейцарских часовых компаний, которая на заре своего становления имела очень тесные связи с Россией. Эти связи успешно развивались с 1866 по 1917 гг.
В 1853 году часовой мастер Шарль-Фелисьен Тиссо основывает небольшое семейное предприятие "Тиссо и сын" по производству карманных часов. Именно предприимчивому сыну Шарля-Фелисьена - Шарлю-Эмилю Тиссо принадлежит идея распространения собственной продукции за пределами Швейцарии на наиболее привлекательных по тем временам рынках Американского континента и России.
В 1866 г. Шарль-Эмиль Тиссо (Charles-Emile Tissot) совершает свое первое путешествие в Россию и уже через несколько лет Россия становится основным рынком сбыта часов "Tissot" и остается таковым вплоть до 1917 г. В общей сложности его пребывание в России продлилось достаточно долго - более семи лет. В последствии Шарль Тиссо опишет собственные впечатления, которые произвела на него "загадочная северная страна" в своей книге "Воспоминания о путешествии в Россию".
Результаты поездок Шарля-Эмиля Тиссо в Россию не прошли даром. В Российской империи карманные часы с откидными крышечками почти сразу же нашли своего покупателя. А вскоре фирма "Tissot", становится и официальным поставщиком Двора Его Императорского Величества. До сего дня сохранились учётные книги того времени, из записей в которых известно, что, например, к 1875 г. компания изготовила достаточно большую партию карманных часов для императора Александра II и его сын Александра III. Кроме того, архивная коллекция компании "Tissot" содержит значительное количество единиц хранения (контракты, письма, официальные документы, открытки, портреты представителей династии Романовых и фотографии офицеров гвардии), свидетельствующих о тесных контактах с императорским домом и с рядом представителей российской элиты. Точно известно, что среди клиентов компании был и Михаил Тариелович Лорис-Меликов, граф - русский генерал и выдающийся государственный деятель второй половины ХIХ века.
Первоначально, значительная часть часов поставлялась в виде отдельных деталей, из которых уже в России собирались часовые механизмы. Делалось это из соображения качества, поскольку состояние дорог того времени не позволяло сохранить товар во время доставки.
В связи с ростом оборота Tissot в России, компания перестраивает свою стратегию. В Москве в конце XIX века было основано дочерние предприятие компании. Директором филиала Tissot в Москве становится сын Шарля-Эмиля - Шарль Тиссо (Charles Tissot), который, как и его отец страстно увлёкся Россией, а в конце 1880-х женился на русской подданной Марии Фардиевой. В 1890-х у Марии и Шарля появятся дети: Поль и Мария, которые впоследствии внесут и свой вклад в развитие семейного бизнеса.
Сын Шарля-Эмиля проведёт в Москве 16 лет. С 1904 года он становится поставщиком часов и для русской армии. Его первый крупный заказ для военных был связан с тем, что в России в начале ХХ столетия установилась традиция награждения именными карманными часами заслуженных офицеров и чиновников. Для этой цели была создана так называемая модель "Царь" ("Tzar") или - "Царские часы". Кроме того, фирма "Tissot" выпустила специальную серию часов для императорской семьи и для офицеров императорской гвардии с изображением гербов гвардейских российских полков.
Сегодня в экспозиции музея компании в Ле-Локле выставлен образец таких часов.
В далёком 1904 году они были вручены одному из русских гвардейских офицеров за выдающиеся заслуги. Этот, известный всем коллекционерам, экземпляр имеет на своём корпусе символику гвардейского полка и надпись-посвящение: "От общества офицеров Императорской гвардии Волынского полка 1891-1904гг.".
Любопытно, что "русский след" до сих пор имеет место в коллекции компании "Tissot". Речь идёт о знаменитой реплике часов образца 1904 года для русской императорской гвардии с изображением звезды ордена "За веру и верность" на задней крышке корпуса.
Таким образом, в начале ХХ века Россия стала основным рынком сбыта семейной швейцарской часовой фирмы "Tissot". Отношения между Tissot и Россией выдержали испытание временем. Ни мировые экономические кризисы 1873-1878 гг. и 1900-1903 гг., ни русская революция 1905 года, ни даже Первая мировая война и вызванный её началом международный финансовый кризис 1914 г., не смогли ослабить эти отношения. Напротив, спрос на часы "Tissot" даже в самые трудные периоды политических катаклизмов в России превосходил самые оптимистичные прогнозы. Как явствует из архивных источников, вплоть до 1917 года "производство для экспорта в Россию даёт более 70% торгового оборота".
Так, например, в письме Шарля Тиссо своему брату Эдуарду Тиссо от 11 июля 1917 г. сообщается о том, что компании всё труднее удовлетворять просьбы о поставке товара в Россию, поскольку спрос на часы постоянно опережает предложение и увеличение объёмов производства не поспевает за возрастающей потребностью российского рынка.
Однако к концу 1917 года российский рынок становится всё более рискованным и менее доступным для компании. Приход же большевиков к власти с их программой тотальной национализации и вовсе пресекает связи Tissot и России. Потеря российского рынка стала для фирмы "Tissot" большим потрясением.
До наших дней сохранились многочисленные исторические и архивные документы, которые являются единственными свидетелями длительных, интересных, а порой и загадочных связей Tissot и России.
Другие новости
Designhütte Chino – Искусство бережного хранения с немецким характером
Designhütte Chino — элегантная шкатулка для хранения украшений и часов, сочетающая стиль, функциональность и немецкое качество исполнения.
BOMBERG Racing Carbon – Воплощение скорости, технологий и швейцарского стиля
Коллекция BOMBERG Racing Carbo была представленная в августе 2024 года. Она стала яркой вехой в развитии бренда, объединив в себе эстетику автоспорта, передовые технологии и швейцарское часовое мастерство.
SWISS MILITARY HANOWA. Коллекции с характером. Часть 2.
Каждая линейка — это отдельная история.
Швейцарское мастерство для любого бюджета. Часть 1: Многолетняя история Swiss Military Hanowa
В начале июня 2025 года для части нашей команды выпала замечательная возможность попасть на обучающую конференцию от представителя бренда Swiss Military Hanowa. Посещение подобных обучающих мероприятий для “Студии Времени” уже несколько лет считается традицией.
Jaguar Executive Chronograph: Время уверенных решений
Jaguar — швейцарский бренд, воплощающий элегантность, точность и амбиции. Новая модель Executive Chronograph, представленная в рамках рекламной кампании 2025 года, создана для тех, кто ценит время, мобильность и уверенность в каждом своем шаге.
Искусство механической музыки: уникальные шкатулки Reuge
В эпоху стремительного прогресса и цифровых технологий всё равно есть вещи, которые остаются вне времени. Музыкальные шкатулки Reuge — именно такой случай.
TAG Heuer Monaco Chronograph: Яркость Лас-Вегаса на вашем запястье.
TAG Heuer — швейцарский бренд, который с 1860 года задает тон в мире Haute Horlogerie, сочетая инновации и бунтарский дух.
Классика Шварцвальда в каждой детали — настенные часы с кукушкой Hekas 3761/8 EX
Вдохновлённые атмосферой древних альпийских деревень, часы с кукушкой 3761/8 EX стали настоящим произведением искусства, где техника и ручная работа соединились в гармонии.
HIRSCH: Стиль и инновации для ваших часов
HIRSCH — австрийский бренд с вековой историей, известный своим мастерством в создании высококачественных ремешков для часов.
Гордость коллекции: Настенные часы с кукушкой Hekas 3768/8EX — шедевр шварцвальдского мастерства
Представляем уникальную модель настенных часов с кукушкой от немецкой фабрики Hekas 3768/8EX.